Несколько дней назад Государственная Дума Российской Федерации приняла законопроект, касающийся персональных данных пользователей в сети интернет. Закон аналогичен европейскому “праву на забвение”, которое позволяет по запросу пользователя уничтожить любую информацию личного характера. Однако в ЕС человеку придётся привести чёткие аргументы, почему данные должны быть уничтожены. Также ему предстоит самому найти ссылки на ресурсы, где эта информация содержится. Только после этого поисковая система удалит ссылки.

В РФ решили пойти ещё дальше. Поисковики обязали удалять любую личную информацию по первому запросу без объяснения причин и без права на отказ. Причём поисковик должен сам найти ссылки в базе данных, должен найти интернет ресурсы, где размещена информация, и оборвать все связи с запросами. Предполагается, что всё это должно быть сделано мощностями поисковой системы. Юридическая ответственность также ложиться на неё.
Данный закон вызвал гневную реакцию Яндекса. Если кратко, лидер русскоязычного поиска говорит, что теперь любой неблагонадёжный человек, например врач или няня, могут удалить плохие отзывы о себе. И никто не имеет права им отказать. Политики, уличённые в коррупции, наркоторговцы, женщины, вовлечённые в громкие сексуальные скандалы – теперь все получат информационную амнистию по первому обращению. Яндекс всячески не согласен с таким положением дел и апеллирует к Конституции. Свобода информации и поиска информации являются неотъемлемыми правами граждан. Делая поиск выборочным мы, дескать, нарушаем права граждан.
Эксперты говорят, что данный законопроект может очень серьёзно пошатнуть позицию Яндекса хотя бы с финансовой точки зрения. На обработку запросов, удаление ссылок, работу с базами данных и судебные процессы недовольных будут потрачены огромные средства. Да и сама свобода поиска под угрозой.
Пожалуй, это серьёзный камень в огород системы, в которой, как известно “найдётся всё”. В последнее время дела у поисковика шли весьма неплохо. Яндекс успешно занимался рядом проектов. Среди них запуск Яндекс Радио. Перепрофилирование сети Мой Круг в аналог LinkedIn. А Яндекс Деньги по последним социологическим опросам стали самой востребованной сетью электронных денег. Получится ли у Яндекса отстоять свободный поиск, а заодно и свои финансовые ресурсы мы узнаем в ближайшем будущем.
17.06.2015